Место: США, Микронезия. Трук лагуна
С 25 октября по 5 ноября планируется очередная поездка в одно из лучших в мире мест для рэк-дайвинга.
Подробности здесь: http://www.clubcrocodile.ru/tours/tour_178
В поездке можно будет пройти различные курсы, в том числе:
Technical Wreck Diver, CCR Inspiration Diver.
Контакты - через клуб или через личные сообщения.
Далее статья про одну из предыдущих поездок.
HARD WRECK SAFARY
Февраль. Выставка «Золотой Дельфин»
Полковник был, как всегда, краток:
- Серега, вижу на вашем стенде «Крокодила» остров Трук. Организуете?
- Организуем.
- Едем в начале апреля.
- Американские визы, стыковки, билеты – время?
- Вы профессионалы, сделаете.
Полковник был, как всегда, краток:
- Серега, вижу на вашем стенде «Крокодила» остров Трук. Организуете?
- Организуем.
- Едем в начале апреля.
- Американские визы, стыковки, билеты – время?
- Вы профессионалы, сделаете.
2-е апреля. Домодедово.
В восьмерых туристах почти ничего не выдавало дайверов. Выдавало скорее технических дайверов. Майки IANTD, огромные баулы со снаряжением, небольшие пудовые регуляторные сумки и разговоры о…, конечно о девушках. Точнее об одной SuperStar-девушке. На протяжении всей экспедиции не было дня, чтобы мы про нее не вспомнили, так что можно сказать, что ее дух был с нами.
Девушки из Катарских авиалиний отвлекают от воспоминаний и быстро и доброжелательно регистрируют нас на рейс Москва-Доха-Манила. Для дайверов разрешенный вес багажа 30кг + ручная кладь, на вес которой не обращают внимания. Даже не пришлось одевать 8-килограммовую стальную спинку, как футболку. Стоимость превышения веса - $22 за Кг. В регуляторных сумках, в ручной клади, без проблем едут все шесть регуляторов, канистровый HID, два резервных фонаря, два VR3. Багаж регистрируем транзитом до Манилы.
После паспортного контроля ставшая уже привычной процедура тщательного досмотра с разуванием и изыманием всего «опасного». Несмотря на сложную процедуру, процесс досмотра неплохо организован и проходит достаточно быстро.
В Домодедово два уровня Duty-Free, верхний – посолидней, нижний – попроще. Между уровнями есть переход, но расположен он около самого дальнего выхода. Стратегический запас горючего упаковывается в специальные пакеты, гарантирующие безопасность содержимого от покушений владельца.
Перелет в Доху около 4-х часов проходит легко и комфортно – в А-330 на 230 мест всего 50 пассажиров. Под неодобрительным взглядом Полковника слово «наливай» становится крамольным и практически исчезает из лексикона.
Duty-Free в Дохе приятно радует ценами. В транзитной зоне аэропорта есть VIP-отделение, в котором всего за $25 можно перекусить, принять душ, воспользоваться быстрым Интернетом или просто подремать на удобных мягких диванах.
Досмотр, проверка, посадка…
Перелет Доха-Манила длится около 8 часов. А-330 и Катарские авиалинии на высоте! Стюардесса Ирина из Ташкента готовит очень вкусный кофе и говорит, что ей очень нравится работать в этой компании.
В Маниле стыковка 7 часов. В аэропорту получаем багаж, берем автобус и едем на экскурсию по городу. Первое, на что обращаем внимание – местные пассажирские «Газели». Это феерические колесные творения, украшенные всем, чем можно украсить автомобиль. В час-пик пассажиры гроздями свисают с подножек, на их фоне Московские «Газели» кажутся просто образцами комфорта и безопасности.
Обедаем в ресторанчике около крупнейшего в Азии торгового центра. Стоимость обеда примерно $10 с десертом.
Дальше лететь самолетами Continental Airlines. Правила багажа довольно необычны – можно везти 2 сумки, каждая из которых весом не более 23 Кг. Но если у вас окажется одна сумка в 25Кг, то стоимость перевеса составит $35 за Кг, а если вес сумки превысит 36Кг, то оплачивать придется не превышение, а весь вес. Срочно закупаем дополнительные сумки и переупаковываем багаж, чтобы получилось не больше 23Кг.
На первый взгляд сомнительные, но все более приходящие на рынок электронные билеты оказываются весьма удобными. Даже в случае потери, восстановление такого билета занимает считанные минуты и делается совершенно бесплатно
Манильский досмотр оказался самым тщательным. Специальным пакетам из Домодедово никто не поверил и стратегический запас остался ожидать нашего возвращения.
Задушевные беседы с людьми в штатском о целях нашего визита на территорию США придали особую значимость важности процесса. В багаже, под страхом 5 лет тюрьмы и штрафа в $250000 запрещается перевозка даже спичек и зажигалок. Из ручной клади изъяли упаковочный скотч, объяснив это тем, что таким скотчем можно связать руки и залепить рот пилоту. В самолете раздали хорошие, прочные и острые, стальные вилки и ножи.
За время нашего путешествия нас досматривали, просвечивали, обнюхивали и общупывали в общей сложности 16(!) раз. Глядя на огромную армию сотрудников спецслужб, с одной стороны и на стальные ножи в самолетах с другой стороны, понимаю, что ничего не понимаю в настойчивой заботе о нашей безопасности.
Пройдя все круги досмотров, мы оказываемся в самолете Манила-Гуам. По гамбургеру на обед, по особой, навечно приклеенной, улыбке стюардесс, по вкусу кофе понимаем, что оказались на территории США. Лететь примерно 4 часа. В Боинге 737 время пролетает незаметно.
В аэропорту Гуама есть очень уютное кафе, в котором заведена традиция – необычные посетители подписывают купюру и наклеивают на стену кафе. Так как мы оказались сильно необычными посетителями, наша купюра с надписью IANTD-Russia была наклеена на почетное место в самом центре кафе.
Стыковка в Гуаме 3 часа. Идут вторые сутки полета. Очень хочется в душ. Остался четвертый, последний полуторачасовой перелет Гуам-Трук.
Аэропорт Трук похож на наши деревенские аэропорты для кукурузников, однако он способен принимать Боинги 737. Остров Трук, он же Чуук напоминает большой колхоз, в котором когда-то был хороший председатель, а теперь пришел пьяница.
Отель «Трук Лагун», в котором мы останавливались на одну ночь, с трудом тянет на Египетские 3 звезды, однако все бытовые неудобства с лихвой компенсирует сказочно красивый вид из окна и теплый Тихий океан, волны которого подкатываются почти к порогу номера. В отеле за $5 в час есть доступ к Интернет через dial-up модем со средней скоростью 9600 Kbit\с и старенький пентиум.
Телефоны МТС, до того исправно работавшие в Дохе и Маниле, отказались давать связь в Гуаме. Би-Лайн в Гуаме продолжал работать, но на Труке и эти телефоны становятся бесполезными. Спутниковые телефоны Турайя также не работают, остается только Иридиум у капитана корабля по $4 за минуту и SIM карты местного оператора с весьма сложной системой набора международных номеров, неработающими SMS и постоянно перегруженными каналами. Приходит понимание того, что мы забрались очень далеко от цивилизации.
Еда в отеле простая, но вкусная, пиво $4 за банку, ужин примерно $25. Вид официанток вызвал из памяти давно забытое имя Дженуария из «Рабыни Изауры».
На острове, похоже, царит матриархат – островитянки крупные, властные, мужчины мелкие, худые и, в основном, на вторых ролях. Работают и в магазинах, и на заправках, и в офисах также преимущественно женщины.
Климат экваториальный, тропический. Светит солнце, через 30 минут набегают тучи, ливень, как из ведра, еще через полчаса опять солнце, а еще через час от дождя не остается и следа. Пресная вода получается как из опреснителей, так и из дождевой воды. Течения практически отсутствуют, температура воды 28-29°С, воздуха 30-32°С.
Корабль, на котором мы ходили, носит название «Pacific Explorer II». Это железный бот 50-х годов постройки, прошедший капитальный ремонт и реконструкцию. Более продуманного дайверского корабля я еще не встречал. При общей вместимости в 22 дайвера, на борту несколько десятков 12-литровых алюминиевых баллонов, 16 алюминиевых спарок 2х12л с 300-барными манифолдами и несколько 6-литровых стейджей. Значительная часть баллонов может использоваться с чистым кислородом или «жирным» найтроксом. Все спарки и баллоны могут быть использованы в любой комбинации без дополнительной оплаты. На корабле очень грамотно организовано пространство. Палуба для одевания имеет размер 12х8 метров! Даже 20 одновременно собирающихся дайверов совершенно не мешают друг другу. Много места для сборки и подгонки снаряжения, огромный стол и 4 раздельных опреснительных бака для фото-видео аппаратуры, масок-компьютеров и прочего снаряжения, специальная комната (!) с универсальными устройствами для зарядки аккумуляторов от «ААА» до «D» и 9-вольтовой «Кроны».
Напряжение бортовой сети корабля 110V 60Hz, но в «зарядной» комнате и над фото-видео столом установлены розетки на 220V. Единственное, что рекомендую иметь с собой, это переходник с плоских на «европейские» круглые розетки.
На борту установлен найтроксный мембранный компрессор, максимальная фракция кислорода 32%. Стоимость использования неограниченного количества баллонов с 32% найтроксом $150 за неделю. Так как гелий и кислород привозится из Штатов через Гуам, цены на эти газы, мягко говоря, негуманные – гелий $0,18 за литр, кислород $0,08 за литр. Можно заказать софнолайн по цене $220 за канистру. «Жирный» найтрокс готовят из кислорода и 32% найтрокса, при этом оплачиваешь только чистый кислород, перепущенный из транспортника. 12-литровый стейдж с EAN50 обходится в $46. Видимо, лучшим вариантом для погружений в этих местах является ребризер. Так как рабочие глубины практически не превышали 40 метров, а также, чтобы не поощрять мировой империализм, было решено отказаться от гелия и нырять на воздухе и на найтроксе.
Команда корабля знает, как нужно работать с техническими дайверами и делает это выше всяких похвал. Очень точно смешивают газы, таскают спарки и стейджи, ставят трапецию, знают аварийные процедуры, очень точно выходят на точку выброски. Кроме того, после каждого погружения команда опресняет костюмы и боты дайверов. На выходе с погружений дайверов ждет теплый душ на палубе и свежие, теплые полотенца. При этом все работы делаются очень доброжелательно и с искреннем желанием помочь уставшим после тяжелых погружений дайверам. Гиды работают профессионально, показывают интересные места, обеспечивают безопасность и не докучают излишней опекой. В конце сафари команда повергла нас в шок тем, что постирала наши костюмы с моющим средством и опреснила все оборудование, включая ласты!
5-разовое питание очень вкусно и сытно, ресторанное обслуживание, к барбекю подают специальные полотенца для рук, вечером задушевной беседе помогает бесплатное безлимитное баночное пиво и свежий поп-корн. Кроме восьмерых русских на корабле было пятеро англичан и шестеро американцев. Как-то вечером, во время дружеской интернациональной беседы, я спросил американцев:
- как вы относитесь к JJ и к его учению?
- а кто это JJ?
- Флорида, пещеры, ДИР, Джаррод…
- Флориду знаем, пещеры знаем, Джаррода и ДИР не знаем.
На этом разговоры на религиозные темы были закончены.
Просторные каюты разных категорий, от уютных «синглов» до огромного «люкса». В каютах большие душевые с белыми халатами для каждого туриста. Кондиционирование централизованное. Довершает картину описания корабля огромная оранжевая «джакузи», установленная перед капитанским мостком.
Погружения проходят с больших и удобных, 12-местных «зодиаков» с двигателями 2х100 лошадей, радиостанцией и GPS с координатами всех рэков. Задействованные спарки и стейджи почти постоянно находятся на стационарных местах в этих «зодиаках». Заправка баллонов происходит при помощи длинных шлангов с базового корабля. На всех рэках, на глубине около 6 метров установлены качественные подводные стационарные буи на мощных тросах, что позволяет комфортно начинать погружение и проходить декомпрессию. Так как нет необходимости совершать дальние переходы, время погружений подстраивается под желания дайверов.
В районе острова Трук в результате операции «Град» американскими ВВС было потоплено более 40 кораблей ВМФ Японии. Большая часть рэков лежит на доступных глубинах до 40 метров, есть и более глубокие объекты, доступные для погружений на гелиевых смесях. Для своего возраста рэки очень хорошо сохранились. На палубах стоят танки и пушки, в трюмах тысячи патронов и снарядов, машины, велосипеды, амуниция, противогазы, бинокли, посуда и т.д. Этому способствует труднодоступность острова и жесткий запрет на подъем артефактов. Даже дайверам из близкой Австралии приходится добираться до Трука через Американский Гуам, а за подъем и попытку вывоза артефактов грозит очень крупный штраф.
Для представления масштабов можно сравнить: водоизмещение знаменитого красноморского Тистельгорма около 9 000 тонн, водоизмещение самого большого рэка на Труке более 17 000 тонн. На дне лежат как боевые, так и транспортные корабли, самолеты и подводная лодка.
Проникновение внутрь рэков проходит в декомпрессионном режиме требует специальной подготовки уровня Technical Wreck Diver IANTD и использования соответствующего оборудования – ходовых катушек, надежных основных и запасных фонарей, дублирования основных систем жизнеобеспечения. Все участники экспедиции ныряли со спарками и стейджами, использовали различные газы. При глубоком проникновении внутрь рэка, стейджи с декомпрессионными газами оставляются снаружи рэка и крепятся к надежной опоре. От стейджей начинаем разматывать ходовую катушку, путеводная нить с которой позволяет выйти назад даже в условиях нулевой видимости.
Затонувшие корабли были построены для японцев, поэтому, даже без стейджей, проникновение внутрь некоторых помещений было весьма непростой задачей. Однажды, во время очередного протискивания сквозь узкую дверь, я повредил манифолд и началась неконтролируемая потеря газа из спарки. Даю сигнал напарнику, быстро закрываю изолятор манифолда, и вместе выходим из рэка. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что в точке начальной привязки стейджей стало больше. Оказывается какой-то [censored - нехороший человек] вместо того, чтобы ставить свой ходовик, закрепил свой стейдж к нашим стейджам и, по нашему ходовику пошел внутрь рэка. Пользуясь экранами VR3, как зеркалами, осматриваю повреждение – пузыри идут из предохранительного клапана манифолда. Находим владельца «лишнего» стейджа, знаками показываем ему, что он очень не прав, собираем свои стейджи и уходим на декомпрессию. Осмотр повреждения наверху показал, что даже легкий удар по предохранительному клапану вызывает смещение уплотнения и начинается потеря газа. Вывод – манифолды с внешними предохранительными клапанами для работы в надголовных средах не подходят.
Особенно сложным и интересным было проникновение 11 апреля на подводную лодку I-169. Так как вход был очень узким, проникновение было возможно только в конфигурации no-mount, без ласт, с одним стейджем на вытянутых руках. Захожу внутрь первым, осматриваю входное помещение. Дополнительную психологическую нагрузку придают рассказы о том, что в этой подлодке оставались тела двух австралийцев, застрявших в ней несколько лет назад. Нахожу старый ходовик, дожидаюсь напарника и вместе начинаем движение внутрь лодки. Удивительно, как в таких узких и тесных условиях солдаты-подводники проводили недели и месяцы боевых походов. Несмотря на годы, прошедшие после затопления, внутреннее оборудование лодки удивительно хорошо сохранилось. Бесчисленное множество кранов, манометров и прочих приборов, хитросплетение трубопроводов, отсеки, переборки – все в идеальном состоянии. Пройдя несколько отсеков, поворачиваем обратно, никаких тел в подлодке не увидели. В связи с особой сложностью погружения расход газа планировали по 1\5, поэтому время внутри лодки составило чуть менее 10 минут. Все это время около входа нас ждала команда поддержки во главе с Полковником, который своим мощным фонарем освещал входное помещение, чтобы нам было легче найти обратный путь. Выходим из подлодки, быстро одеваем спарки и уходим на долгую декомпрессию.
Ближе к окончанию сафари иду по нашему кораблю, вижу небольшую открытую дверь в машинное отделение. Ловлю себя на мысли – «со спаркой прямо не пройду, нужно снять стейджи и развернуться боком».
После погружений занимаюсь рыбалкой. После захода солнца на корабле включают мощный свет, который привлекает много разных морских обитателей. Ловить разрешено все, что захочешь. Также разрешена подводная охота. Пойманную рыбу очень вкусно готовит кок.
Обратный путь домой проходит с уже привычными досмотрами и проверками. Сбылось предсказание нашего штатного шамана, Александра Савченко и некоторую изюминку внесла часовая задержка первого рейса из Трука на Гуам, так как стыковка на Гуаме была всего полтора часа. Вся схема обратного перелета могла рассыпаться, как карточный домик. Однако отработанными штурмовыми действиями два досмотра, две таможни и высадка-посадка на территории США были пройдены за 30 минут. А вам слабо?
На обратном пути в Маниле из-за неверного тактического хода на регистрации, нам едва не выставили огромный счет за перевес. И только благодаря природному обаянию Полковника удалось улететь без потерь. Видимо за это в Дохе на прилете у него отобрали гелиевый анализатор, но на вылете вернули.
Москва, Домодедово. Мы дома.
В восьмерых туристах почти ничего не выдавало дайверов. Выдавало скорее технических дайверов. Майки IANTD, огромные баулы со снаряжением, небольшие пудовые регуляторные сумки и разговоры о…, конечно о девушках. Точнее об одной SuperStar-девушке. На протяжении всей экспедиции не было дня, чтобы мы про нее не вспомнили, так что можно сказать, что ее дух был с нами.
Девушки из Катарских авиалиний отвлекают от воспоминаний и быстро и доброжелательно регистрируют нас на рейс Москва-Доха-Манила. Для дайверов разрешенный вес багажа 30кг + ручная кладь, на вес которой не обращают внимания. Даже не пришлось одевать 8-килограммовую стальную спинку, как футболку. Стоимость превышения веса - $22 за Кг. В регуляторных сумках, в ручной клади, без проблем едут все шесть регуляторов, канистровый HID, два резервных фонаря, два VR3. Багаж регистрируем транзитом до Манилы.
После паспортного контроля ставшая уже привычной процедура тщательного досмотра с разуванием и изыманием всего «опасного». Несмотря на сложную процедуру, процесс досмотра неплохо организован и проходит достаточно быстро.
В Домодедово два уровня Duty-Free, верхний – посолидней, нижний – попроще. Между уровнями есть переход, но расположен он около самого дальнего выхода. Стратегический запас горючего упаковывается в специальные пакеты, гарантирующие безопасность содержимого от покушений владельца.
Перелет в Доху около 4-х часов проходит легко и комфортно – в А-330 на 230 мест всего 50 пассажиров. Под неодобрительным взглядом Полковника слово «наливай» становится крамольным и практически исчезает из лексикона.
Duty-Free в Дохе приятно радует ценами. В транзитной зоне аэропорта есть VIP-отделение, в котором всего за $25 можно перекусить, принять душ, воспользоваться быстрым Интернетом или просто подремать на удобных мягких диванах.
Досмотр, проверка, посадка…
Перелет Доха-Манила длится около 8 часов. А-330 и Катарские авиалинии на высоте! Стюардесса Ирина из Ташкента готовит очень вкусный кофе и говорит, что ей очень нравится работать в этой компании.
В Маниле стыковка 7 часов. В аэропорту получаем багаж, берем автобус и едем на экскурсию по городу. Первое, на что обращаем внимание – местные пассажирские «Газели». Это феерические колесные творения, украшенные всем, чем можно украсить автомобиль. В час-пик пассажиры гроздями свисают с подножек, на их фоне Московские «Газели» кажутся просто образцами комфорта и безопасности.
Обедаем в ресторанчике около крупнейшего в Азии торгового центра. Стоимость обеда примерно $10 с десертом.
Дальше лететь самолетами Continental Airlines. Правила багажа довольно необычны – можно везти 2 сумки, каждая из которых весом не более 23 Кг. Но если у вас окажется одна сумка в 25Кг, то стоимость перевеса составит $35 за Кг, а если вес сумки превысит 36Кг, то оплачивать придется не превышение, а весь вес. Срочно закупаем дополнительные сумки и переупаковываем багаж, чтобы получилось не больше 23Кг.
На первый взгляд сомнительные, но все более приходящие на рынок электронные билеты оказываются весьма удобными. Даже в случае потери, восстановление такого билета занимает считанные минуты и делается совершенно бесплатно
Манильский досмотр оказался самым тщательным. Специальным пакетам из Домодедово никто не поверил и стратегический запас остался ожидать нашего возвращения.
Задушевные беседы с людьми в штатском о целях нашего визита на территорию США придали особую значимость важности процесса. В багаже, под страхом 5 лет тюрьмы и штрафа в $250000 запрещается перевозка даже спичек и зажигалок. Из ручной клади изъяли упаковочный скотч, объяснив это тем, что таким скотчем можно связать руки и залепить рот пилоту. В самолете раздали хорошие, прочные и острые, стальные вилки и ножи.
За время нашего путешествия нас досматривали, просвечивали, обнюхивали и общупывали в общей сложности 16(!) раз. Глядя на огромную армию сотрудников спецслужб, с одной стороны и на стальные ножи в самолетах с другой стороны, понимаю, что ничего не понимаю в настойчивой заботе о нашей безопасности.
Пройдя все круги досмотров, мы оказываемся в самолете Манила-Гуам. По гамбургеру на обед, по особой, навечно приклеенной, улыбке стюардесс, по вкусу кофе понимаем, что оказались на территории США. Лететь примерно 4 часа. В Боинге 737 время пролетает незаметно.
В аэропорту Гуама есть очень уютное кафе, в котором заведена традиция – необычные посетители подписывают купюру и наклеивают на стену кафе. Так как мы оказались сильно необычными посетителями, наша купюра с надписью IANTD-Russia была наклеена на почетное место в самом центре кафе.
Стыковка в Гуаме 3 часа. Идут вторые сутки полета. Очень хочется в душ. Остался четвертый, последний полуторачасовой перелет Гуам-Трук.
Аэропорт Трук похож на наши деревенские аэропорты для кукурузников, однако он способен принимать Боинги 737. Остров Трук, он же Чуук напоминает большой колхоз, в котором когда-то был хороший председатель, а теперь пришел пьяница.
Отель «Трук Лагун», в котором мы останавливались на одну ночь, с трудом тянет на Египетские 3 звезды, однако все бытовые неудобства с лихвой компенсирует сказочно красивый вид из окна и теплый Тихий океан, волны которого подкатываются почти к порогу номера. В отеле за $5 в час есть доступ к Интернет через dial-up модем со средней скоростью 9600 Kbit\с и старенький пентиум.
Телефоны МТС, до того исправно работавшие в Дохе и Маниле, отказались давать связь в Гуаме. Би-Лайн в Гуаме продолжал работать, но на Труке и эти телефоны становятся бесполезными. Спутниковые телефоны Турайя также не работают, остается только Иридиум у капитана корабля по $4 за минуту и SIM карты местного оператора с весьма сложной системой набора международных номеров, неработающими SMS и постоянно перегруженными каналами. Приходит понимание того, что мы забрались очень далеко от цивилизации.
Еда в отеле простая, но вкусная, пиво $4 за банку, ужин примерно $25. Вид официанток вызвал из памяти давно забытое имя Дженуария из «Рабыни Изауры».
На острове, похоже, царит матриархат – островитянки крупные, властные, мужчины мелкие, худые и, в основном, на вторых ролях. Работают и в магазинах, и на заправках, и в офисах также преимущественно женщины.
Климат экваториальный, тропический. Светит солнце, через 30 минут набегают тучи, ливень, как из ведра, еще через полчаса опять солнце, а еще через час от дождя не остается и следа. Пресная вода получается как из опреснителей, так и из дождевой воды. Течения практически отсутствуют, температура воды 28-29°С, воздуха 30-32°С.
Корабль, на котором мы ходили, носит название «Pacific Explorer II». Это железный бот 50-х годов постройки, прошедший капитальный ремонт и реконструкцию. Более продуманного дайверского корабля я еще не встречал. При общей вместимости в 22 дайвера, на борту несколько десятков 12-литровых алюминиевых баллонов, 16 алюминиевых спарок 2х12л с 300-барными манифолдами и несколько 6-литровых стейджей. Значительная часть баллонов может использоваться с чистым кислородом или «жирным» найтроксом. Все спарки и баллоны могут быть использованы в любой комбинации без дополнительной оплаты. На корабле очень грамотно организовано пространство. Палуба для одевания имеет размер 12х8 метров! Даже 20 одновременно собирающихся дайверов совершенно не мешают друг другу. Много места для сборки и подгонки снаряжения, огромный стол и 4 раздельных опреснительных бака для фото-видео аппаратуры, масок-компьютеров и прочего снаряжения, специальная комната (!) с универсальными устройствами для зарядки аккумуляторов от «ААА» до «D» и 9-вольтовой «Кроны».
Напряжение бортовой сети корабля 110V 60Hz, но в «зарядной» комнате и над фото-видео столом установлены розетки на 220V. Единственное, что рекомендую иметь с собой, это переходник с плоских на «европейские» круглые розетки.
На борту установлен найтроксный мембранный компрессор, максимальная фракция кислорода 32%. Стоимость использования неограниченного количества баллонов с 32% найтроксом $150 за неделю. Так как гелий и кислород привозится из Штатов через Гуам, цены на эти газы, мягко говоря, негуманные – гелий $0,18 за литр, кислород $0,08 за литр. Можно заказать софнолайн по цене $220 за канистру. «Жирный» найтрокс готовят из кислорода и 32% найтрокса, при этом оплачиваешь только чистый кислород, перепущенный из транспортника. 12-литровый стейдж с EAN50 обходится в $46. Видимо, лучшим вариантом для погружений в этих местах является ребризер. Так как рабочие глубины практически не превышали 40 метров, а также, чтобы не поощрять мировой империализм, было решено отказаться от гелия и нырять на воздухе и на найтроксе.
Команда корабля знает, как нужно работать с техническими дайверами и делает это выше всяких похвал. Очень точно смешивают газы, таскают спарки и стейджи, ставят трапецию, знают аварийные процедуры, очень точно выходят на точку выброски. Кроме того, после каждого погружения команда опресняет костюмы и боты дайверов. На выходе с погружений дайверов ждет теплый душ на палубе и свежие, теплые полотенца. При этом все работы делаются очень доброжелательно и с искреннем желанием помочь уставшим после тяжелых погружений дайверам. Гиды работают профессионально, показывают интересные места, обеспечивают безопасность и не докучают излишней опекой. В конце сафари команда повергла нас в шок тем, что постирала наши костюмы с моющим средством и опреснила все оборудование, включая ласты!
5-разовое питание очень вкусно и сытно, ресторанное обслуживание, к барбекю подают специальные полотенца для рук, вечером задушевной беседе помогает бесплатное безлимитное баночное пиво и свежий поп-корн. Кроме восьмерых русских на корабле было пятеро англичан и шестеро американцев. Как-то вечером, во время дружеской интернациональной беседы, я спросил американцев:
- как вы относитесь к JJ и к его учению?
- а кто это JJ?
- Флорида, пещеры, ДИР, Джаррод…
- Флориду знаем, пещеры знаем, Джаррода и ДИР не знаем.
На этом разговоры на религиозные темы были закончены.
Просторные каюты разных категорий, от уютных «синглов» до огромного «люкса». В каютах большие душевые с белыми халатами для каждого туриста. Кондиционирование централизованное. Довершает картину описания корабля огромная оранжевая «джакузи», установленная перед капитанским мостком.
Погружения проходят с больших и удобных, 12-местных «зодиаков» с двигателями 2х100 лошадей, радиостанцией и GPS с координатами всех рэков. Задействованные спарки и стейджи почти постоянно находятся на стационарных местах в этих «зодиаках». Заправка баллонов происходит при помощи длинных шлангов с базового корабля. На всех рэках, на глубине около 6 метров установлены качественные подводные стационарные буи на мощных тросах, что позволяет комфортно начинать погружение и проходить декомпрессию. Так как нет необходимости совершать дальние переходы, время погружений подстраивается под желания дайверов.
В районе острова Трук в результате операции «Град» американскими ВВС было потоплено более 40 кораблей ВМФ Японии. Большая часть рэков лежит на доступных глубинах до 40 метров, есть и более глубокие объекты, доступные для погружений на гелиевых смесях. Для своего возраста рэки очень хорошо сохранились. На палубах стоят танки и пушки, в трюмах тысячи патронов и снарядов, машины, велосипеды, амуниция, противогазы, бинокли, посуда и т.д. Этому способствует труднодоступность острова и жесткий запрет на подъем артефактов. Даже дайверам из близкой Австралии приходится добираться до Трука через Американский Гуам, а за подъем и попытку вывоза артефактов грозит очень крупный штраф.
Для представления масштабов можно сравнить: водоизмещение знаменитого красноморского Тистельгорма около 9 000 тонн, водоизмещение самого большого рэка на Труке более 17 000 тонн. На дне лежат как боевые, так и транспортные корабли, самолеты и подводная лодка.
Проникновение внутрь рэков проходит в декомпрессионном режиме требует специальной подготовки уровня Technical Wreck Diver IANTD и использования соответствующего оборудования – ходовых катушек, надежных основных и запасных фонарей, дублирования основных систем жизнеобеспечения. Все участники экспедиции ныряли со спарками и стейджами, использовали различные газы. При глубоком проникновении внутрь рэка, стейджи с декомпрессионными газами оставляются снаружи рэка и крепятся к надежной опоре. От стейджей начинаем разматывать ходовую катушку, путеводная нить с которой позволяет выйти назад даже в условиях нулевой видимости.
Затонувшие корабли были построены для японцев, поэтому, даже без стейджей, проникновение внутрь некоторых помещений было весьма непростой задачей. Однажды, во время очередного протискивания сквозь узкую дверь, я повредил манифолд и началась неконтролируемая потеря газа из спарки. Даю сигнал напарнику, быстро закрываю изолятор манифолда, и вместе выходим из рэка. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что в точке начальной привязки стейджей стало больше. Оказывается какой-то [censored - нехороший человек] вместо того, чтобы ставить свой ходовик, закрепил свой стейдж к нашим стейджам и, по нашему ходовику пошел внутрь рэка. Пользуясь экранами VR3, как зеркалами, осматриваю повреждение – пузыри идут из предохранительного клапана манифолда. Находим владельца «лишнего» стейджа, знаками показываем ему, что он очень не прав, собираем свои стейджи и уходим на декомпрессию. Осмотр повреждения наверху показал, что даже легкий удар по предохранительному клапану вызывает смещение уплотнения и начинается потеря газа. Вывод – манифолды с внешними предохранительными клапанами для работы в надголовных средах не подходят.
Особенно сложным и интересным было проникновение 11 апреля на подводную лодку I-169. Так как вход был очень узким, проникновение было возможно только в конфигурации no-mount, без ласт, с одним стейджем на вытянутых руках. Захожу внутрь первым, осматриваю входное помещение. Дополнительную психологическую нагрузку придают рассказы о том, что в этой подлодке оставались тела двух австралийцев, застрявших в ней несколько лет назад. Нахожу старый ходовик, дожидаюсь напарника и вместе начинаем движение внутрь лодки. Удивительно, как в таких узких и тесных условиях солдаты-подводники проводили недели и месяцы боевых походов. Несмотря на годы, прошедшие после затопления, внутреннее оборудование лодки удивительно хорошо сохранилось. Бесчисленное множество кранов, манометров и прочих приборов, хитросплетение трубопроводов, отсеки, переборки – все в идеальном состоянии. Пройдя несколько отсеков, поворачиваем обратно, никаких тел в подлодке не увидели. В связи с особой сложностью погружения расход газа планировали по 1\5, поэтому время внутри лодки составило чуть менее 10 минут. Все это время около входа нас ждала команда поддержки во главе с Полковником, который своим мощным фонарем освещал входное помещение, чтобы нам было легче найти обратный путь. Выходим из подлодки, быстро одеваем спарки и уходим на долгую декомпрессию.
Ближе к окончанию сафари иду по нашему кораблю, вижу небольшую открытую дверь в машинное отделение. Ловлю себя на мысли – «со спаркой прямо не пройду, нужно снять стейджи и развернуться боком».
После погружений занимаюсь рыбалкой. После захода солнца на корабле включают мощный свет, который привлекает много разных морских обитателей. Ловить разрешено все, что захочешь. Также разрешена подводная охота. Пойманную рыбу очень вкусно готовит кок.
Обратный путь домой проходит с уже привычными досмотрами и проверками. Сбылось предсказание нашего штатного шамана, Александра Савченко и некоторую изюминку внесла часовая задержка первого рейса из Трука на Гуам, так как стыковка на Гуаме была всего полтора часа. Вся схема обратного перелета могла рассыпаться, как карточный домик. Однако отработанными штурмовыми действиями два досмотра, две таможни и высадка-посадка на территории США были пройдены за 30 минут. А вам слабо?
На обратном пути в Маниле из-за неверного тактического хода на регистрации, нам едва не выставили огромный счет за перевес. И только благодаря природному обаянию Полковника удалось улететь без потерь. Видимо за это в Дохе на прилете у него отобрали гелиевый анализатор, но на вылете вернули.
Москва, Домодедово. Мы дома.
Подводя итог этого путешествия можно без преувеличения сказать, что остров Трук – лучшее в мире место для любителей wreck-дайвинга, как для начинающих, так и для продвинутых технарей.
Отдельная благодарность Московскому офису IANTD за идею и клубу «Крокодил» за воплощение идеи в жизнь.
Эта статья напечатана в журнале Dive Tek №3 за 2008г.
Перейти к мероприятию